Шесть способов проверить знания во время онлайн-обучения

Во время занятий на онлайн-курсах множество учеников и преподавателей сталкиваются со сложностью или невозможностью проверить свои знания. В то время как это полезно для обеих сторон: так студент и преподаватель могут отслеживать эффективность занятий и усвояемость материала. Возможные способы оценить результативность образования разбираем в статье.

Доступные методы

В режиме онлайн учитель может использовать все те же способы, что и в офлайн. Однако есть два ключевых отличия – скорость сбора и обработки полученной информации, а также возможность использовать интерактивные инструменты. Поэтому, прежде чем выбирать формат занятия, определитесь с целью: хотите ли вы устроить отдельный экзамен или быстро оценивать усвоение прямо во время урока. После этого можно найти подходящий способ:

1. Опросы и голосования

Вы можете внедрить в ваш вебинар быстрые опросы, чтобы проверить понимание изложенного материала или использовать их для сбора мгновенной обратной связи. Например, чтобы узнать насколько была понятна тема. Такой метод стимулирует активное участие, поддерживает внимание слушателей и обеспечивает моментальный отклик.

Также анонимные опросы позволяют убрать барьер: некоторые ученики стесняются открыто спрашивать или отвечать на вопросы. В таком формате легко собирать статистические данные, а затем совершенствовать курсы и отслеживать общие тренды в образовании. Например, в VirtualRoom преподаватель легко создаст голосование прямо во время мероприятия, а затем сможет изучить статистику ответов. Простота интеграции таких инструментов с онлайн-платформами делает их удобными в использовании, в то время как видимые результаты положительно влияют на мотивацию участников, показывая их прогресс в реальном времени.

2. Тесты

Проведите короткий тест в режиме реального времени. Для старта, выберите подходящую платформу с необходимыми функциями. Затем разработайте вопросы разных типов, охватывающие всё разнообразие учебного материала. Например, можно создать таблицы с множественным выбором, ответами да/нет, предложения с пропусками или любой другой вариант. Затем выведите информацию через демонстрацию экрана. Чтобы ученики ориентировались во времени можно поставить таймер с обратным отсчетом. Студенты могут прикрепить свои ответы документом в чате или выслать файл на почту преподавателю.

После проведения теста оцените результаты и предоставьте отзыв, акцентируя внимание на положительных сторонах и разборе ошибок.

Virtual Room

3. Обсуждение

Организуйте сессию вопрос-ответ, где участники зададут вопросы по изучаемой теме. Предложите ученикам обсудить ключевые понятия между собой.

Этот метод имеет несколько преимуществ:

— преподаватель может оценить прогресс учащихся в режиме реального времени;

— активные дискуссии по теме способствуют развитию критического мышления через осмысление и переосмысление, углубляют и закрепляют материал;

— студенты оттачивают коммуникативные навыки, учатся адекватно реагировать на чужое мнение, учатся формулировать и отстаивать свою точку зрения.

Все это подчеркивает важность метода не только для академического, но и для профессионального роста в будущем.

4. Разбор кейсов

Метод позволяет студентам использовать теоретические знания для решения реальной задачи. Анализируя и разрабатывая стратегии решения проблем, студенты демонстрируют свои аналитические способности, а лектор оценивает глубину восприятия материала. Для этого предоставьте ученикам примеры из практики, предложите разработать к ним решения или ответить на ваши вопросы по кейсу.

5. Самооценка

Предложите участникам самостоятельно оценивать свои знания и навыки, используя предоставленные критерии и шкалы. Затем обсудите с ними его оценку, чтобы развить навык самокритики.

6. Симуляции

Смоделируйте ситуацию, где участники должны принимать решения или выполнять задачи в условиях, приближенных к реальности. В ответ на каждое их действие, дополняйте эту реальность (усложняйте или облегчайте) так, чтобы они смогли продемонстрировать свои знания и умения. Проанализируйте их решения и предоставьте обратную связь.

Сложности

В отличие от очного формата, где преподаватель может лично наблюдать за процессом выполнения заданий, в онлайн-обучении контролировать этот процесс становится труднее.

Жульничество. К сожалению, онлайн-экзамен предполагает некоторое отсутствие контроля над действиями участника. Преподаватель не в состоянии отследить то, что делает ученик – просит совета у соседа по комнате или гуглит ответ в интернете.

Обратная связь. Если проверка знаний предстоит у большой группы, то лектору довольно затруднительно предоставить полноценный отчет по каждому студенту.

Технические проблемы. Неполадки у ведущих или учащихся могут помешать непрерывному проведению теста. Также ограничение программного обеспечения для вебинаров усложняет внедрение интерактивных элементов. С VirtualRoom такого не произойдет: участник может зайти по ссылке с любого устройства без необходимости скачивать приложение, а для хорошей связи подойдет даже мобильный интернет.

Вывод

Проверка знаний является важным аспектом образовательного процесса на онлайн-курсах. Различные методы, такие как опросы, голосования и разбор кейсов, можно использовать для оценки результативности образования и эффективности занятий. Эти методы стимулируют активное участие студентов и поддерживают их внимание, что способствует улучшению процесса обучения.