Как МООК изменяют наш взгляд на высшее образование

Система высшего образования в Соединенных Штатах Америки сейчас активно пользуется преимуществами онлайн-обучения. Согласно данным Национального Центра Образовательной Статистики, более 20 процентов от общего количества студентов, получающих высшее образование, занимаются как минимум на одном дистанционном курсе. Развитие МООК (Массовых Открытых Онлайн Курсов) стало еще одним дополнительным доказательством того, насколько онлайн-образование передает ответственность за обучение в руки самих студентов. Эти курсы, которые предлагаются на таких платформах, как TedX, Coursera, и Udacity, предоставляют возможность бесплатного или же очень доступного по цене изучения разнообразных предметов. Лекции предоставляются в удобном формате видео-записи, доступ к которой можно получить в любое время.

Академия пока не планирует заменить традиционное образование в университетах на МООК, да вряд ли и решится на это когда-либо. Многие профессора и администрации вузов все еще скептически относятся к обучению посредством МООК, в сравнении с традиционными лекциями в аудитории. Однако, одно несомненно: именно МООК побуждают к беседе о том, является ли рабочей лекционная модель обучения, или же существуют лучшие ее альтернативы (и являются ли альтернативой МООК или нет). Престижные университеты, такие, как Массачусетский Технологический Институт и Гарвард, с самого начала стали пользоваться МООК, так как эти школы – сооснователи TedX, и многие из их профессоров используют контент этих курсов в своих традиционных занятиях. Это – эксперимент по доставке контента. И на данный момент с помощью МООК выяснилось кое-что интересное: они ставят с ног на голову традиционную модель образования.

Роль профессора

Опыт обучения в университетах у большинства людей состоит в присутствии в лекционном зале и выслушивании того, что говорит преподаватель, в течение часа или более. Так как нужно охватить большое количество материала, большинство классных сессий не оставляют достаточно времени для обсуждения. Традиционно, роль профессора – «мудрец на сцене», который должен передать незаменимую мудрость и знания своим ученикам. А МООК лишают этой роли, или же, по крайней мере, сводят ее к минимуму. Профессор все еще может читать свою онлайн-лекцию на видео-записи, однако, эта лекция – не единственный и не самый необходимый источник информации для контента курса.

Новая сентенция, «инструктор со стороны», описывает изменяющуюся роль профессора в МООК, как того, кто облегчает независимый процесс обучения, и входит в него тогда, когда это необходимо. Этот формат дает больше гибкости при выборе видов деятельности в аудитории. Формат курсов МООК дает профессору возможность «перевернуть» классную комнату, указывая студентам на видео-лекции, которые они могут просмотреть вне аудитории, и потратить время занятия на увлекательное обсуждение и упражнения по критическому мышлению. Профессор, таким образом, может меньше говорить и больше показывать, а результатом этого часто становится лучшая обучаемость студентов.

Академическое совместное пользование и сотрудничество

Делиться конспектами, заданиями и другими материалами курса – вековая стратегия, которая помогает сэкономить время многим профессорам, а также дает им возможность научиться чему-либо друг у друга. Виртуальное окружение и открытость МООК дает профессуре дополнительные возможности делиться учебными материалами, сотрудничать при постановке задач обучения и вносить вклад в курсы друг друга.

Как пример, курс «Введение в психологию», который предлагают на Udacity, ведут три человека: один профессор, один лектор и один сотрудник Udacity. Результат – смешанные стили обучения и методы, которые применяются в зависимости от того, какой из них будет лучше для студентов. Сотрудник Udacity – самый молодой участник этого трио, вместе с ним пришла возможность понимания типично более молодых студентов Udacity. Два профессора в конце концов стали использовать видео, которые сотрудник записала в традиционных аудиториях в соответствующих учреждениях. Таким образом, МООК предоставляют преподавателям возможность обмениваться материалами, которые могут обогатить их собственный педагогический опыт.

Контроль за классной аудиторией

Профессора привыкли быть контролирующей стороной. Они не только стоят на трибуне и определяют, что происходит в аудитории, они также решают, что будут изучать студенты, как это будет представлено и как они будут оценивать студентов. В цифровом учебном окружении полный контроль за расписанием курса изменяется. В некоторых школах, особенно в платных, использование технологий, например, предварительно записанных видеоконференций, для дистанционного обучения, повлекло за собой стандартизацию расписания, которое теперь лучше соответствует онлайн-обучению. В результате, инструктор теряет часть контроля, но при этом давление на него в плане того, что все нужно планировать самостоятельно, тоже уменьшается. У него появляется больше времени на то, чтобы сконцентрироваться на вовлечении студентов и продумывании способов, которые помогали бы им лучше воспринимать контент, который они получают дистанционно.

Заимствование видеоуроков, сделанных другими – вот еще одна опция, которая стала доступна благодаря МООК. Есть история, когда ассистент профессора компьютерных наук и компьютерной инженерии решил использовать лекции, сделанные другим профессором для класса Coursera. В данном случае он по собственной воле снял с себя часть контроля, потому что он просто больше не хотел читать лекции и у него не было времени записывать собственные видео. Для него это стало источником свободы – возможность использовать чьи-то материалы, но все еще обучать свой класс лично именно так, как он хотел. И его студенты восприняли это с большим энтузиазмом, у них во время занятий появилось больше возможностей заняться прикладным изучением проектирования баз данных.

Некоторые вещи лучше работают в видео-формате

Кажется, очевидно, что МООК не являются заменой личному обучению. Однако, широкое использование МООК для нужд высшего образования и технологии, которые используются для их создания, позволяют предположить, что МООК надолго вошли в нашу жизнь. Модель видео-лекции является рабочей для многих профессоров, потому что она удобна для студентов, чьи жизни становятся все более и более насыщенными, заполненными преддипломной практикой, работой, дополнительными занятиями и другими проектами. Давно уже идут разговоры о том, что сидеть в комнате час или два, слушая чьи-то разговоры – напрасная трата времени студента. Студенты учатся в основном не тогда, когда слушают лекции. Процесс обучения происходит тогда, когда они применяют свои знания, набирая опыт и становясь экспертами в определенной области. Контент лекции в форме видео-записи можно просмотреть тогда, когда это удобно, что, таким образом, позволяет больше времени уделить прикладным, творческим видам работы, которые пробуждают критическое мышление.